Читайте до конца, не ленитесь ! 📎Шарх ученых саляфрв к хадису рабыни «Где Аллах?» (1 часть). Хвала Аллаху завершили работу по шарху хадиса рабыни о Возвышенности Аллаха над Троном, с комментариями ученных Ахлю Сунны Уаль Джамаа. И БиизниЛлях приведем комментарии имамов четырех об этом хадисе и как они понимали этот хадис и так же приведем мнение других саляфов к этому хадису. Приведем полностью этот хадис. 📄Муавии Ибн Хакама ас-Сулями (да будем доволен им Аллах) сказал: قال : وكانت لي جارية ترعى غنما لي قبل أحد والجوانية . فاطلعت ذات يوم فإذا الذئب ] قد ذهب بشاة من غنمها . وأنا رجل من بني آدم . آسف كما يأسفون . لكني صككتها صكة . فأتيت رسول الله صلى الله عليه وسلم فعظم ذلك علي . قلت : يا رسول الله ! أفلا أعتقها ؟ قال » ائتني بها » فأتيته بها . فقال لها » أين الله ؟ » قالت : في السماء . قال » من أنا ؟ » قالت : أنت رسول الله . قال » أعتقها . فإنها مؤمنة » . «И была у меня служанка, которая пасла моих овец в стороне (горы) Ухуда и Аль-Джуванийи. И вот, однажды она взошла на возвышенность и увидела, как волк унес одну из ее овечек. Я же (считаю себя) печалящимся, (понимающим человека), сыном Адама, но все-таки, я ударил ее по лицу и пришел (с этим известием) к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Он расценил это как весьма недобрый поступок, и я сказал ему: «О Посланник Аллаха, не отпустить ли мне ее?» Он сказал: «Приведи ее ко мне». Я привел ее к нему, и он спросил ее: «Где Аллах?» Она ответила: «На небесах». Он спросил: «Кто я?» Она ответила: «Ты — Посланник Аллаха». Он сказал: «Отпусти ее на свободу, ведь она верующая». 📓Передан данный хадис в многочисленных сборниках. Передал его Имам Муслим №537, Имам Малик в «Аль-Муватта» том 2, №766, Имам Аш-Шафии «Ар-Рисаля» №75, Имам Ахмад том 5, №448, Абу Дауд том 1, №260, Ибн Аби Шейба №84, Ибн Хиббан №165, ад-Дарими «Родд аля аль-джахмия» стр. 39, Ибн Хузейма в «Ат-Таухид» том 1, стр. 279, аль-Лялякаи «Шарх усуль аль-иттикод» том 3, №392, аль-Бейхакы «аль-Асма уа ас-сыфат» №532, и многие другие имамы и мухаддисы, через разные пути передачи. 📄Теперь приведем степень достоверности хадиса. Данный хадис является достоверным (сахих) по единогласному мнению всех мухаддисов и имамов, и никто никогда не говорил, что он является слабым. Среди тех, кто назвал этот хадис достоверным: Имам Муслим, Ахмад Ибн Ханбаль, Ибн Хаджар аль-Аскалани, Абу Дауд, Ибн Хузейма, Ибн Абдуль Барр, Аль-Багави, Ибн Касир, Ибн Теймия, Ибн Кудама, Аз-Захаби, Ибн аль-Вазир аль-Йамани, Ахмад Шакир, Аш-Шанкыти, и многие другие имамы. И даже сказал Хафиз аз Захаби, что этот хадис мутаватир! И нет ни одного имама, который сказал бы, что этот хадис является слабым или запутанным (неясным), поэтому мы даже не будем обращать внимания на шубухаты джахмитов и других сект. И единственной причиной, по которой джахмиты отвергли данный хадис, является их ненависть к акыде Ахли Сунна Уаль Джамаа, и их беспомощность перед ясным доводом, который являет собой этот хадис, разрушая их нововведенческую акыду. 📄Теперь же приведем выводы из хадиса и слова ученых в пояснении к нему. Данный хадис представляет собой ясное опровержение на акыду джахмитов как: ашаритов, матуридитов, мутазилитов, хабашитов и других, в их слове о том, что нельзя в отношении Всевышнего Аллаха задавать вопрос: «Где?» Более того, они утверждают, что такой вопрос является ташбихом (уподоблением Аллаха созданному), и куфром (неверием). Однако, в этом хадисе ясное опровержение им на это, ведь Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, задал такой вопрос. 1) Комментарии Имамов Ханбалитов к этому хадису. Имам Ахмад (да помилует его Аллах) объясняя хадис, сказал: فَهِيَ حِينَ تُقِرُّ بِذَلِكَ فَحُكْمُهَا حُكْمُ الْمُؤْمِنَةِ «Когда она признала то что Аллах над небесами, ее хукм стал хукмом верущей» Источник: «ас-Сунна» том 3, №575 Имам Ибн Кутейба ад Динури (да помилует его Аллах) объясняя хадис, сказал: وَالْأُمَمُ كُلُّهَا -عَرَبِيُّهَا وَعَجَمِيُّهَا- تَقُولُ: إِنَّ اللَّهَ تَعَالَى فِي السَّمَاءِ مَا تُرِكَتْ عَلَى فِطَرِهَا وَلَمْ تُنْقَلْ عَنْ ذَلِكَ بِالتَّعْلِيمِ. وَفِي الْحَدِيثِ: «إِنَّ رَجُلًا أَتَى رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بِأَمَةٍ أَعْجَمِيَّةٍ لِلْعِتْقِ، فَقَالَ لَهَا رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «أَيْنَ اللَّهُ تَعَالَى؟ «. فَقَالَتْ: فِي السَّمَاءِ، قَالَ: «فَمَنْ أَنَا؟ » قَالَتْ: أَنْتَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ. فَقَالَ عَلَيْهِ الصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ: «هِيَ مُؤْمِنَةٌ وَأَمَرَهُ بِعِتْقِهَا» «И все народы – арабы, и не арабы – говорят, что Всевышний Аллах над небесами, до тех пор, пока их оставляют на их естестве, и не отвращают от этого обучением. И пришло в хадисе, что человек пришёл к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха), с рабыней не арабской, чтобы освободить её, и сказал ей Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Где Всевышний Аллаха?». И она ответила: «Над небесами». Он сказал: «А кто я?». Она ответила: «Ты Посланник Аллаха». И сказал Посланник Аллаха: «Она верующая», и приказал отпустить её» Источник: «Тауиль мухталяф аль-хадис» том 1, стр. 395. Имам Ибн Манда (да помилует его Аллах) объясняя хадис, сказал: ذكر ما يدل على أن المقر بالتوحيد إشارة إلى السماء بأن الله في السماء دون الأرض وأن محمدا رسول الله صلى الله عليه و سلم يسمى مؤمنا «Раздел о том, что доказывает что признанающий Таухид посредством указания на небеса, со смыслом, что Аллах над небесами, а не на земле, и признающий что Мухаммад Посланник Алллаха – зовётся верующим» И привел там хадис рабыни Источник: «аль-Иман» том 1, стр. 230. Коды Абу Я’ла аль-Ханбали (да помилует его Аллах) в шархе хадиса, сказал: ظاهر الخبر يقتضي جواز السؤال عنه، وجواز الإخبار عنه بأنه فِي السماء، لأن النبي، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، قَالَ لها: » أين الله » فلولا أن السؤال عنه جائز لم يسأل وأجابته بأنه فِي السماء وأقرها عَلَى ذَلِكَ، فلولا أنه يجوز الإخبار عنه سُبْحَانَهُ بذلك لم يقرها عليه «Очевидный смысл хадиса доказывает дозволенность спрашивать об Аллахе «Где?», и дозволенность отвечать: «Над небесами», поскольку Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал ей: «Где Аллах?», и если бы этот вопрос не был бы разрешенным, то он не спросил бы ее. И она ответила ему, что Он над небесами, и Пророк признал ее на этом, и не выразил порицания. И если бы нельзя было бы говорить о Нём, Свят Он и Велик, что Он над небесами, то Пророк не одобрил бы ее ответ, и выразил бы порицание» Источник: «Ибталь ат-тауилят» том 1, стр. 232. Коды Абу аль-Хасан Аз Загуни аль Ханбали (да помилует его Аллах) объясняя хадис, сказал: «Этот хадис достоверный, известный, передали его имамы в своих книгах со своими иснадами, и приняла его Умма принятием! И довод в нём, что спросил ее Пророк, мир ему и благословение Алаха: «Где Аллах?». И признал ее и не выразил порицание на ее ответ, что Он над небесами» Источник: «Аль-Идох фи усуль ад-дин» И сказал: «Раздел: «Описывание Аллаха Возвышенностью над Троном» Описал Аллах сам себя Возвышенностью над Троном, сказав: «Милостивый Возвышен над Троном», и это упомянуто в семи аятах Корана. И это несет в себе следующие разделы: 1. Это то, что произнесено словесно, а это аль-истива (возвышенность) над Троном 2. То, что является смыслом словесно произнесенного, а это отличие Его, Свят Он и Велик, стороной Возвышенности (джихатуль улюв) 3. То, что утверждено по смыслу этого, а это дозволенность спрашивать об Аллахе вопросом «Где?», и этот вопрос доказывает утвержденность стороны. А ашариты и мутазилиты утверждают, что слово аль-истива не опускается на внешний смысл!» Источник: «Аль-идох фи усуль ад дин» стр. 190-191. Имам Яхья Ибн Аммар аль-Ханбали (да помилует его Аллах) объясняя хадис, сказал: و لا نقول كما قالت الجهمية انه مداخل للأمكنة و ممازج لكل شيء و لا نعلم أين هو ؟ بل نقولُ هو بذاته على العرش و علمه محيط بكل شيء «И мы не говорим как сказали джахмиты, что Аллах входит в места, и перемешивается со всякой вещью, и мы не знаем где Он. Однако мы говорим, что он своей Сущностью над Троном, а его знание охватывает всякую вещь» Источник: «аль-Арш» том 1, стр. 260 Шейх-уль Ислам Исмаил аль-Ансари (да помилует его Аллах) объясняя хадис, сказал: وهؤلاء يقولون: ليس هو في مكان ولا يوصف بأين وقد قال المبلغ عن الله عز وجل لجارية معاوية بن الحكم t: «أين الله «Эти (ашариты) говорят: «Аллах не в месте», и нельзя говорить о нём «Где?». В то время как доносящий от Аллаха Посланник сказал рабыне Муавии Ибн аль-Хакама: «Где Аллах?» Источник: «Баян тальбис аль-джахмия» том 1, стр. 271. Также имам аль-Ансари привел этот хадис в разделе который назвал: «Раздел: доказательство того, что Всевышний над небесами» Источник: «Аль-арбаун фи даляиль ат таухид» том 1, стр. 53 Хафиз аль-Хасан Ибн Аттар аль-Хамзани (да помилует его Аллах) объясняя хадис, сказал: Спросили у хафиза аль Хамзани о том, что появились ханбалиты, которые не признают, что Аллах не находится в стороне возвышенности, и попросили опровергнуть это, и другие их отклонения. И он сказал в ответе: الفصل في الإستواء 📄«Раздел о Возвышенности» И привел 7 хадисов, в том числе хадис рабыни, и другие хадисы, где об Аллаха спрашивается с вопросом «Где?» Источник: «Аль-Футья уа джавабуха фи зикри аль-итикод уа замми аль-ихтиляф» стр. 75. Имам Муджаддид Абдуль Гани аль-Макдиси (да помилует его Аллах) объясняя хадис, сказал: وروى معاوية بن الحكم السلمي2 رضي الله عنه أن النبي صلى الله عليه وسلم قال لجاريته: » أين الله؟ قالت: في السماء، قال: من أنا؟ قالت: أنت رسول الله. قال: اعتقها فإنها مؤمنة » . رواه مسلم بن الحجاج 1 وأبو داود، و أبو عبد الرحمن 2 النسائي ومن أجهل جهلاً، وأسخف عقلاً، وأضل سبيلاً ممن يقول إنه لا يجوز أن يقال: أين الله، بعد تصريح صاحب الشريعة بقوله أين الله 📓«Передал Муавия Ибн аль Хакам, да будет доволен им Аллах, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал рабыне Муавии: «Где Аллах?». Она сказала: «Над небесами», и спросил: «Кто я?». Она сказала: «Ты Посланник Аллаха». Он сказал: «Отпусти ее, на верующая». Передали его Муслим, Абу Дауд, и Абдур Рахман ан Насаи. И кто же может быть невежественее, глупее, и заблужденнее того, кто говорит, что не разрешено говорить: «Где Аллах?», после того, как ясного высказывания владельца Шариата «Где Аллах?». Источник: «Ас-сыфат» стр. 75-76. Имам Абдуль Кадир аль-Джилани (да помилует его Аллах) объясняя хадис, сказал: «Запрещено описывать Его тем, что он повсюду, напротив говорится, что Он в небесах на Троне, как он сказал: «Милостивый вознесен над Троном», и сказал: «К нему восходит прекрасное слово». И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, постановил о Исламе рабыни ответившей на вопрос: Где Аллах? Указав на небеса» И необходимо употребление слова Вознесении (Истива), без метафорического толкования, а именно так, что Он Вознесся Сущностью Своей над Троном, не в смысле сел — прикоснулся (имеется виду сел как человек) , как говорят муджасима и каррамия, и не в смысле возвышенность Его ранга, как сказали ашариты, и не в смысле овладения, как говорят мутазилиты, потому что Шариат не пришел с подобным, и не передано подобное ни от кого из Сахабов, Табиинов и праведных предшественников из Асxаб-уль-Хадис…Вознесение (Истива) является Его сущностным качеством, и оповестил Он нас об этом в семи аятах, в Книге Своей, а так же пришло это в Сунне, и это есть качество, обязательно присущее Ему, и подобающее Ему» Источник: «Аль-Гунья» том 1, стр. 154-155. Имам Ибн Кудама аль-Макдиси, разговаривая про то, как определяется верующий раб или нет, и привел хадисы рабыни, затем сказал: فَحَكَمَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بِإِيمَانِهَا بِإِشَارَتِهَا إلَى السَّمَاءِ ، تُرِيدُ أَنَّ اللَّهَ سُبْحَانَهُ فِيهَا «Так вынес же Посланник Аллаха хукм об ее Имане, посредством ее указания на небеса, и она хотела этим сказать, что Аллах, Свят Он и Велик, на небесах» Сказал также Имам Ибн Кудама в специальной книге «Исбат сыфатиль улюв», посвященной этому вопросу: ذكر الاحاديث الصحيحه الصريحه في ان الله تعالى في السماء «Раздел: упоминание достоверных ясных хадисов, указыающих что Всевышний Аллах над небесами» И привел там хадис рабыни. Источник: «Исбат сыфат аль-улюв» Шейх уль Ислям Ибн Теймия (да помилует его Аллах) в десятках мест в своих книгах, перечисляя далили на то, что Всевышний Аллах в стороне Возвышенности, упоминал в доказательства этот хадис. Имам Ибн аль Каййим (да помилует его Аллах) сказал: اذكر شهادته لمن قال رب … ي في السما بحقيقة الايمان وشهادة العدل المعطل للذي … قد قال ذا بحقيقة الكفران واحكم بأيهما تشاء وأنني … لأراك تقبل شاهد البطلان ان كنت من أتباع جهم ص … احب التعطيل والعدوان والبهتان «Вспомни свидетельство Пророка, тому, кто сказал: «Мой Господь над небесами», об истинном Имане. И свидетельство джахмита-опустошителя, который сказал что это настоящий куфр. И выбери то из этих двух свидетельств, которое пожелаешь. И я не думаю, что ты выберешь свидетельство джахмита лжеца. Кроме как если сам будешь последователем Джахма, опустошателя, враждебного клеветника» Источник: «Ан-Нуния» том 1, стр. 277. Имам Ибн Хаззамин аль-Ханбали (да помилует его Аллах) объясняя хадис, сказал: من لا يعرف وجهة معبوده وتكون الجارية راعية الغنم اعلم بالله منه فإنها قالت في السماء عرفته بأنه في السماء لما قال لها رسول الله صلى الله عليه وسلم يا جارية اين الله قالت في السماء واقرها على ذلك «И тот, кто не знает сторону своего Господа, то рабыня пастушка овец более знающая чем он об Аллахе! Ведь истинно, она сказала – «Он над небесами», и познала Его тем, что Он над небесами. И когда сказал ей Посланник Аллаха: «О рабыня, где Аллах?» Она ответила: «Над Небесами». И он признал ее на этом, и не выразил ей порицания» Источник: «Ан-Насыха фи сыфат ар-робб» стр. 29.

Теги других блогов: ученые саляфы хадис